Hookless! Зачем убрали зацепы в ободе?

Не так давно мне пришлось заканчивать этап с длинного каменистого спуска на полностью пустом заднем колесе. Как бы аккуратно я не ехал, обод в одном месте все равно, да помял.
Хотелось поставить точно такой же, ZTR Rapid 25, ну чтоб по фэншую и пистонированный, но аналогичный новый не нашел, поэтому на даосские учения начхал, вспомнил что привезли Mavic, и выбрал XC821, который по весу при той же толщине оказался на 35 грамм меньше. К тому же, цифра в названии Rapid 25, говорила вовсе не о внутренней ширине, что собственно больше схоже на маркетинговый обман.

По прибытию, обод оказался Hookless, это подвигло написать статью.

Что такое Hookless. Просто и понятно. 

Что это за зацепы такие?

По легенде, инженеры пригласили нового специалиста по карбоновому волокну. Он был действительно крутой специалист, но ничего не шарил в велосипедах. 
Когда он взялся за работу, то обратил внимания на зацепы (выступы), расположенные на внутренней части обода. От новичка последовал  естественный вопрос, к другим инженерам:

- Что это за штуки на ободе?
- В смысле? Все должны знать зачем!?
- Но я не знаю. Для чего они нужны?
- Для того! 

И тут ребята задумались... 

1930 год

У меня же были такие в детстве!

Как ни странно, Hookles обода существовали практически всегда. На старых велосипедах они встречались довольно часто, что вызывало тогда у меня небольшой ступор, но оно работало, и черт с ним. 

Лишь в 1970-ые года инженеры внедрили зацепы, потому что шоссейные покрышки используемые с камерой, при потере давления до 5 атм слетали с обода. С тех пор многие производители переняли эту технологию, и внедрили ее в абсолютно все обода. Даже те, где не было необходимости. 

Отметим что в авто и мото индустрии также отсутствуют зацепы. 






Преимущества Hookless

В последние 4 года, начали возрождаться обода без зацепов. И тому есть ряд причин:
  • Технология производства таких ободьев проще. Значит производство дешевле. 
  • Такие ободья, при прочих равных условиях, всегда будут легче, оно и понятно. 
  • Ширина обода становится больше. 

Если с первыми двумя пунктами все ясно, то последнему стоит уделить внимание. 
Обратимся к стандартам измерений.

 -Ширина обода измеряется расстоянием в мм между внутренними краями. В случае с простым ободом - между зацепами (выступами). 

В связи с тем, что зацепы отсутствуют, ширина обода становится на 1-2 мм больше. 

Также, стоит учесть одно важное правило:

- При тех же номинальных размерах покрышки, если вы используете более широкий обод, покрышка становится шире. 

Все знают что чем шире покрышка, тем она тяжелее. Поэтому, помимо всего прочего, такой обод не только легче, но и делает вашу покрышку немного шире, без ущерба весу. 

Стоит помнить, что широкий обод удерживает в повороте покрышку намного лучше. Тройной бонус!

Надеюсь картинка все объяснить. 


Срыв покрышки с обода.

У многих вызывает опасение использование таких ободьев. На первый взгляд, скептицизм понятен.
Звучит возможно немного парадоксально, но обод без зацепа(выступа) удерживает покрышку ни чуть не хуже, а даже лучше. Это объясняется тем, что Hookless обод шире (при прочих равных). 
К тому же, за удерживание покрышки отвечают две канавки-замки, расположенные вдоль бортов. Они схожи и сделаны по тому же принципу, что и первые бескамерные колеса UST от Mavic.
Канавка типа замок


На сегодняшний день можно встретить и несколько производителей, не только карбоновых, таких как Enve M-Series, но и алюминиевых ободьев. 

К примеру:

Серия MK3 от Stans No Tubes
Вся MTB линейка Mavic 2018 года, от самых бюджетных за 40 евро до самых дорогих. 
(Дополняйте)


Комментарии

  1. Стоковые обода на карбоновых Меридах с прошлого года идут в Hookless-дизайне (в этом году - на моделях бигнайнов 4000, 5000, 6000). Делает эти обода для Мериды тайваньская конторка Jalco, так что зацепы уже практически всюду. ЕМНИП, китайские карбообода тоже стали делаться без зацепов.
    Фоточка обода с одной Меридки ещё в 2017 году:
    https://pp.userapi.com/c638127/v638127418/2ea25/PEzl9pHszhU.jpg

    ОтветитьУдалить
  2. Класс, спасибо за статью! Нигде не мог инфа найти по таким ободам

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Flat или Rise, и что такое Sweep?

Flare, Sweep, Drop, Reach. Что надо знать про шоссейный руль?!

Rake, Trail, Offset, Castor. Просто, о непонятном.