Rake, Trail, Offset, Castor. Просто, о непонятном.

Управление - это то, над чем задумываются гонщики, после того, как начинают падать на спусках).

Что же влияет на управление нашим велосипедом?
Давайте откинем  значения: вес райдера, центр тяжести, длина базы, длина выноса и ширина руля. В этих случаях вроде как все просто и понятно. 

Сконцентрируемся на вилке, переднем колесе и рулевом стакане. А конкретнее на Угле рулевого стакана и Trail.

Угол рулевой. (Head angle). Значение. 

 - Чем меньший угол рулевой, тем хуже отрабатываются мелкие кочки. Но, зато прекрасно можно проезжать большие преграды. 

- Меньший угол рулевой "смещает" колесо вперед от вас (Front-Center), тем самым уменьшая вероятность перевернуться через руль. Снижается нагрузка на переднее колесо. А значит и препятствие проезжается легче. 

- Меньший угол рулевой делает велосипед менее маневренным, неповоротливым. С меньшим углом набирать скорость и ездить в подъемы становиться сложнее. 

- Эффект Кастора. По сути, это эффект самоцентрирования. Наблюдается когда пятно контакта колеса находится позади оси поворота колеса . За счет этого, колесо поворачивает не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, наклоняясь в сторону поворота.  Если вы водитель, то вы с ним сталкиваетесь ежедневно.  При выходе из поворота, если отпустить руль, то он автоматически поворачивается в исходное положение. Но это достигается не благодаря волшебной системе гидравлического управления, а именно за счет эффекта самоцентрирования.  

Такой эффект важен на больших скоростях , особенно тем, кому стоит постоянно выравнивать траекторию движения. Не удивительно что самый маленький угол рулевого стакана, а значит и самый большой положительный кастор, мы встречаем на DH и Enduro велосипедах.
Как бонус ко всему, вы получаете большее сцепление покрышки при повороте. 

Trail он же След:

Меньший градус рулевой приводит к тому, что маневренность такого велосипеда падает. Происходит "затухание" в управлении. Чтоб увеличить маневренность, и сделать ее более чувствительной, уменьшают показатель Trail. Этого можно достичь при помощи так называемого offsetа. Offset (он же Rake) - это вынос вилки (оси колеса) вперед. 
Шоссейная вилка, как правило имеет обычный дугообразный изгиб, или ее шток имеет отличный от остальной части угол. 



В амортизационных вилках offset делают при помощи выноса вперед короны вилки (сrown) и дропаутов. Редко, когда что-то одно, чаще вместе.

Rake - более частое использование значения offset, если речь идет о вилках.  

От чего зависит Trail? 
- Диаметр колеса. Чем больше диаметр колеса, тем большим будет показатель. 
- Оффсет вилки. Чем больший оффсет вилки, тем меньше будет Trail. 
- Угол рулевого стакана. Чем больший угол рулевого стакана, тем меньший след. 


Стоит учесть, что угол рулевого стакана измеряется в статике, относительно горизонтальной линии, без показателя SAG, и высчитывается при использовании вилки с рекомендованным (axle to (top) crown). 


Чем меньшим будет показатель axle to (top) crown ,(прим.: 29" вилка, 100 мм хода имеет ~510 мм (axle to top crown) тем тупее будет угол рулевой. Соответственно, тем меньшим будет Trail.  Таким образом, при срабатывании вилки показатель Trail уменьшается. 



Высчитать Trail можно при помощи тригонометрии, зная лишь радиус колеса, оффсет вилки, и угол рулевого стакана. Cos и Tg в помощь).  

Вывод на лицо. 

Чем агрессивнее езда, и больше скорость, тем меньше нужен угол рулевого стакана и  больший Trail. Однако, чрезмерное уменьшение угла и увеличение следа приведет к худшей маневренности и разгону. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Flat или Rise, и что такое Sweep?

Flare, Sweep, Drop, Reach. Что надо знать про шоссейный руль?!